среда, 30 ноября 2016 г.

В храме пос.Зеленый Бор состоялась лекция по истории православного иконостаса

29 ноября в нашем храме в 18:00 состоялась встреча со священником Святославом Евтушиком (город Щучин), который провел лекцию «Об истории иконы и иконостаса в православном храме»











В своем вступительном слове наш настоятель отец Антоний поприветствовал всех присутствующих, а также представил священника Святослава Евтушика, который является настоятелем храма во имя святого преподобного Мартина Туровского в селе Желудок Щучинского благочиния.

Свою лекцию отец Святослав начал с исторического обзора устройства храма. Самый первый Ветхозаветный храм был создан на основе образа, который передал людям Господь через пророка Моисея. Это была скиния, где за завесой находилась Святая Святых. Туда израильтяне приходили со всех уголков страны и из-за ее пределов для принесения жертвы Богу.

На завесе перед Святая Святых были изображены два херувима, символизирующие закрытость Ветхозаветной Церкви Божией. Но своим Воскресением Христос открыл доступ к райским отношениям человека с Богом.

Новозаветный храм начинает приобретать иной вид. Первые литургии были подобны Тайной Вечере - трапеза и в конце Таинство Евхаристии. В дальшейшем было принято решение отделить Таинство Евхаристии от трапезы. Понадобился отдельный престол для совершения Таинства. И во времена императора Константина Великого место престола стали огораживать символическими столбиками. Изменились и размеры храмов, ведь количество христиан постоянно росло. Постепенно в ограждении престола  появилось 12 колонн по числу Апостолов. Затем появилась наверху и поперечная балка, которую впоследствии стали украшать декоративными элементами, имеющими различный духовный смысл.

После периода иконобрчества в VIII-IX вв., после утверждения на Константинопольском соборе в 843 году иконопочитания балки над колоннами вокруг престола начинают украшаться сначала чеканными иконами, а затем и писанными. 

К настоящему времени сложился конкретный образ иконостаса, который строится по определенным правилам.

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом - Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) - Северные врата, справа - Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») - местный
В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Второй ряд - деисус, или деисусный чин
Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд - праздничный
В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. 

Четвертый ряд - пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа.

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле.

Пятый ряд - праотеческий
В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда - «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. 

Завершается иконостас крестом.

Рассказ отца Святослава был дополнен не только наглядными материалами из презентации, подготовленной специально к выступлению, но и сопровождался комментариями относительно иконостаса нашего храма.

Также были предложены варианты оформления домашнего иконостаса. 

В завершение своего выступления, отец Святослав отметил, что икона - это святой образ. По выражению русских религиозных философов, икона - это окно, помогающее человеку во время молитвы взглянуть в горний, то есть высший мир. Если человек стоит перед иконой, и молитва его становится все более искренней, а это означает, что в молитву включается не только рассудок, но и сердце, то наступает момент просветления, в  котором образ, воспринимаемый глазом, оживает. Этот образ представляется молящемуся бесконечно живым, он раскрывается во множестве своих граней, каждая из которых красочно звучит и оставляет в душе глубокий след.

В конце лекции отец Святослав ответил на вопросы прихожан. А настоятель отец Антоний поблагодарил присутствующих за активное участие в приходской жизни, а затем отметил, что  с каждым разом на лекциях становится все больше и больше людей. И в этот раз не хватило всем сидячих мест. Поэтому он выразил надежду, что найдутся желающие сделать для храма еще несколько удобных лавок. 

---------------------------------------
Прихожане выражают благодарность настоятелю за организацию лекций на важные темы церковной жизни.













2 комментария:

  1. Здесь можно посмотреть мои работы, которые на лекции так и не удалось показать.
    http://gipsresba.blogspot.com.by/

    ОтветитьУдалить