четверг, 28 марта 2019 г.

Синаксарь второй недели (свт. Григория Паламы)

Синаксарь второй недели (свт. Григория Паламы)

Синаксарь второй недели (свт. Григория Паламы)Синаксарь является переработкой Похвального слова святителя Филофея Коккина, основанного на официальном документе церковного расследования 1363 г.[1]. Но, даже будучи сокращением, он достаточно объемен и составляет почти три листа церковнославянского текста (188, оборот – 191, оборот). Синаксарное жизнеописание святителя Григория подчинено той же поочередности событий, которая существует сейчас. Родился Григорий от благочестивых родителей. Его отец умер, когда Григорию было мало лет. Он получил знания внешней мудрости и «словесную хитрость». Выйдя из юношеского возраста, а синаксарь в данном случае говорит о двадцати годах, что принимает протопресвитер Иоанн Мейендорф[2], Григорий уходит в монастырь. При этом он уговаривает братьев и сестер, имена которых синаксарь не называет, также поступить в монастыри и полностью предаться богообщению[3].

Григорий подвизался на горе Афон под началом «некоего мужа…именем Никодима», или преподобного Никодима Ватопедского (+1319 г.)[4]. Потом он прожил в Лавре святого Афанасия, некоторое время «лобызает пустыню» (пуст. Глоссия)[5]. Спасаясь от турков Григорий Палама переселяется в скит на гору близ Веррии. Славянский синаксарь называет это место «верский скит»[6], греческий – «Berroia Skhtin»[7]. Здесь он принимает священство. Синаксарь опускает момент подвига Григория в пустыне святого Саввы на Афоне, а сразу говорит о «италийском звере» Варлааме[8] и о его поставлении на кафедру Фессалоники. Упоминает синаксарь и имя Акиндина, «лукаваго приемника»[9] Варлаама. И, наконец,  синаксарь озвучивает общий возраст земной жизни святителя числом 63 года. Такая цифра преобладала в науке до 1993 года, когда Rigo показал новую датировку смерти святого в 1357 году, а не как раньше в 1359[10]. Таким образом, из приводимых биографических данных о святителе Григории Паламе, синаксарь не имеет особых противоречий с современными знаниями. Интерес к синаксарю второй недели Великого поста привлекает вероучительный момент. Анализ триодной гимнографии дня позволяет сделать выводы, что последняя ничего не говорит конкретного об учении Григория Паламы, в то время как синаксарь дня наиболее подробно его излагает[11].
Богословие Паламы содержат синаксарные слова «общую бо благодать отца, сына, и святаго духа, и свет будущаго века, якоже и праведнии возсияют яко солнце, яко и христос предпоказа на горе возсиявый: и просто, всю силу и действо триипостаснаго божества и все разнствующее каковолибо буди божественнаго естества, созданное быти умовредно научи, и благочестно несозданный мудрствующыя божественнейший оный свет, и всю силу и действо, яко ниединому сущу новому от пребывающих естественне в бозе, словесы же и списаньми пространнейшими, двобожныя именова, и многобожныя, якоже иудеи, савеллий же, и арий именуют нас»[12]. Первое, что сразу замечаешь при параллельном просмотре греческого и данного славянского текстов, это объем предложений. Греческий синаксарь сложное славянское предложение разбивает на два, второе начинается словами «двобожныя именова, и многобожныя…» («Diqeýta~ ånomaze kai Poluqeouς…»[13]).
Итак, синаксарь утверждает, что у Лиц Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Духа святого, общая благодать. Такое определение свойственно учению Паламы[14]. Текст синаксаря говорит о Свете, который принадлежит по свойству к будущему веку, но который был явлен уже на Фаворе. Подобное синаксарное понимание Света, как энергии, силы Божией верно отражает богословские мысли святого[15]. Как и верно называние синаксаря энергии Божией нетварной, несозданной. Именно этот момент и был одним из различий во взглядах святителя и Варлаама, который проповедовал тварность энергии.
Из Писания синаксарь цитирует или ссылаются на текст Библии:
  1. «Кроме же сих несть совершение, или явление веры к богу, [сшедшее бо, глаголет, деяние и страсть, в блазе совершает по богу человека,] в различная и частая искушения пасти…»[16]. Сравните с Сир. 2, 1-5; Иак. 1, 2-4; 1 Пет. 1, 7;
  2. «…ранами христовыми и той украсися, и яже христова, по павлу, имый в себе лишения»[17]. Сравните с Галл. 6, 17.
По материалам кандидатской диссертации иерея Антония СЕМИЛЕТА


[1] Григорий Палама. Почитание // ПЭ. – М., 2006. – Т. XIII.  – С. 37.
[2] Григорий Палама // ПЭ. – М., 2006. – С. 8. Иоанн Мейендорф, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – С. 352.
[3] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 188, об.-189.
[4] Там же. – Л. 189. ПЭ… - С. 9.
[5] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.189. ПЭ… - С. 9.
[6] Там же. – Л. 189, об..
[7] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 198.
[8] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.189, об.. ПЭ… - С. 10.
[9] Там же. – С. 190.
[10] ПЭ… - С. 16.
[11]А.Г. Дунаев пишет: «Слова «Варлаама суетнаго несмысленна и безумна показал еси» (4-я песнь); «ереси терновидныя» (5-я песнь); «язык Варлаама безумнаго», «веры враги попалил еси» (6-я песнь); «радуйся, высоту невосходимую, божественное естество рекий; радуйся, глубину неудобь видимую, действо рекий» (икос); «православия догматы насадил еси» (стихира на хвалитех) и т.п. также ничего не говорят о сути паламитского богословия (в частности, о непричаствуемости божественной сущности и ее отличии от божественного действия). Единственный намек на оноеможно было бы усмотреть в словах «несозданную благодать» (7-я песнь), но и антипаламиты ничего не возражали против такого словоупотребления, относя эту благодать к Духу Святому. Наиболее подробно паламитское учение изложено в Синаксаре». См.: Дунаев А.Г. О статусе паламизма в Русской Православной Церкви (Паламистские исследования, 1). – М., 2003. – С. 56. ТП… - Л. 187, 187,об., 188, 191, об., 192.
[12] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.190.
[13] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 198.
[14] ПЭ… - С. 33.
[15] Там же. – С. 31.
[16] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.189, об..
[17] Там же. – Л.191.

Комментариев нет:

Отправить комментарий