Синаксарь второй недели (свт. Григория Паламы)
Синаксарь является переработкой Похвального слова святителя Филофея Коккина, основанного на официальном документе церковного расследования 1363 г.[1]. Но, даже будучи сокращением, он достаточно объемен и составляет почти три листа церковнославянского текста (188, оборот – 191, оборот). Синаксарное жизнеописание святителя Григория подчинено той же поочередности событий, которая существует сейчас. Родился Григорий от благочестивых родителей. Его отец умер, когда Григорию было мало лет. Он получил знания внешней мудрости и «словесную хитрость». Выйдя из юношеского возраста, а синаксарь в данном случае говорит о двадцати годах, что принимает протопресвитер Иоанн Мейендорф[2], Григорий уходит в монастырь. При этом он уговаривает братьев и сестер, имена которых синаксарь не называет, также поступить в монастыри и полностью предаться богообщению[3].
Григорий подвизался на горе Афон под началом «некоего мужа…именем Никодима», или преподобного Никодима Ватопедского (+1319 г.)[4]. Потом он прожил в Лавре святого Афанасия, некоторое время «лобызает пустыню» (пуст. Глоссия)[5]. Спасаясь от турков Григорий Палама переселяется в скит на гору близ Веррии. Славянский синаксарь называет это место «верский скит»[6], греческий – «Berroia Skhtin»[7]. Здесь он принимает священство. Синаксарь опускает момент подвига Григория в пустыне святого Саввы на Афоне, а сразу говорит о «италийском звере» Варлааме[8] и о его поставлении на кафедру Фессалоники. Упоминает синаксарь и имя Акиндина, «лукаваго приемника»[9] Варлаама. И, наконец, синаксарь озвучивает общий возраст земной жизни святителя числом 63 года. Такая цифра преобладала в науке до 1993 года, когда Rigo показал новую датировку смерти святого в 1357 году, а не как раньше в 1359[10]. Таким образом, из приводимых биографических данных о святителе Григории Паламе, синаксарь не имеет особых противоречий с современными знаниями. Интерес к синаксарю второй недели Великого поста привлекает вероучительный момент. Анализ триодной гимнографии дня позволяет сделать выводы, что последняя ничего не говорит конкретного об учении Григория Паламы, в то время как синаксарь дня наиболее подробно его излагает[11].
Богословие Паламы содержат синаксарные слова «общую бо благодать отца, сына, и святаго духа, и свет будущаго века, якоже и праведнии возсияют яко солнце, яко и христос предпоказа на горе возсиявый: и просто, всю силу и действо триипостаснаго божества и все разнствующее каковолибо буди божественнаго естества, созданное быти умовредно научи, и благочестно несозданный мудрствующыя божественнейший оный свет, и всю силу и действо, яко ниединому сущу новому от пребывающих естественне в бозе, словесы же и списаньми пространнейшими, двобожныя именова, и многобожныя, якоже иудеи, савеллий же, и арий именуют нас»[12]. Первое, что сразу замечаешь при параллельном просмотре греческого и данного славянского текстов, это объем предложений. Греческий синаксарь сложное славянское предложение разбивает на два, второе начинается словами «двобожныя именова, и многобожныя…» («Diqeýta~ ånomaze kai Poluqeouς…»[13]).
Итак, синаксарь утверждает, что у Лиц Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Духа святого, общая благодать. Такое определение свойственно учению Паламы[14]. Текст синаксаря говорит о Свете, который принадлежит по свойству к будущему веку, но который был явлен уже на Фаворе. Подобное синаксарное понимание Света, как энергии, силы Божией верно отражает богословские мысли святого[15]. Как и верно называние синаксаря энергии Божией нетварной, несозданной. Именно этот момент и был одним из различий во взглядах святителя и Варлаама, который проповедовал тварность энергии.
Из Писания синаксарь цитирует или ссылаются на текст Библии:
- «Кроме же сих несть совершение, или явление веры к богу, [сшедшее бо, глаголет, деяние и страсть, в блазе совершает по богу человека,] в различная и частая искушения пасти…»[16]. Сравните с Сир. 2, 1-5; Иак. 1, 2-4; 1 Пет. 1, 7;
- «…ранами христовыми и той украсися, и яже христова, по павлу, имый в себе лишения»[17]. Сравните с Галл. 6, 17.
По материалам кандидатской диссертации иерея Антония СЕМИЛЕТА
[1] Григорий Палама. Почитание // ПЭ. – М., 2006. – Т. XIII. – С. 37.
[2] Григорий Палама // ПЭ. – М., 2006. – С. 8. Иоанн Мейендорф, протоиерей. Введение в святоотеческое богословие. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – С. 352.
[3] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л. 188, об.-189.
[4] Там же. – Л. 189. ПЭ… - С. 9.
[5] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.189. ПЭ… - С. 9.
[6] Там же. – Л. 189, об..
[7] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 198.
[8] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.189, об.. ПЭ… - С. 10.
[9] Там же. – С. 190.
[10] ПЭ… - С. 16.
[11]А.Г. Дунаев пишет: «Слова «Варлаама суетнаго несмысленна и безумна показал еси» (4-я песнь); «ереси терновидныя» (5-я песнь); «язык Варлаама безумнаго», «веры враги попалил еси» (6-я песнь); «радуйся, высоту невосходимую, божественное естество рекий; радуйся, глубину неудобь видимую, действо рекий» (икос); «православия догматы насадил еси» (стихира на хвалитех) и т.п. также ничего не говорят о сути паламитского богословия (в частности, о непричаствуемости божественной сущности и ее отличии от божественного действия). Единственный намек на оноеможно было бы усмотреть в словах «несозданную благодать» (7-я песнь), но и антипаламиты ничего не возражали против такого словоупотребления, относя эту благодать к Духу Святому. Наиболее подробно паламитское учение изложено в Синаксаре». См.: Дунаев А.Г. О статусе паламизма в Русской Православной Церкви (Паламистские исследования, 1). – М., 2003. – С. 56. ТП… - Л. 187, 187,об., 188, 191, об., 192.
[12] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.190.
[13] ΤΡΙΩΔΙΟΝ ΚΑΤΑΝΥΚΤΙΚΟΝ… – Σ. 198.
[14] ПЭ… - С. 33.
[15] Там же. – С. 31.
[16] ТП. – М., 1992. – Ч. I. – Л.189, об..
[17] Там же. – Л.191.
Комментариев нет:
Отправить комментарий